Обучению игре на музыкальном инструменте способствует знание теории, умение ориентироваться в её сути и применять на практике.
Цель - донести схематическое и детальное представление о первых уроках гитариста.
Задачи -- помочь понять, как нужно заниматься, сократить время домашних занятий, упростить домашний контроль, улучшить результат.
• Умения, доведённые до автоматизма, достигаются многократным повтором занятий вдумчивых, так как нарабатываются любые навыки, даже не правильные.
• Любое движение повторенное многократно запоминается мышечной памятью и впоследствии выполняются автоматически. Это означает,
что действие выполняется человеком без особых усилий и контроля сознания.
Чтобы приготовиться к занятиям нужно выполнить ряд действий в опрделённом порядке. Гитару в руки надо брать после того как приготовлены ноты и подставка под ногу. Высота стула должна быть такая, чтобы правая нога стояла на полу полностью. Детям младнего возраста настраивать гитару должен взрослый
Вид спереди: Левая нога стоит на подставке. На ней располагается изгиб гитары. Колено стоит прямо, не заваливаясь в сторону. Правая нога стоит на полу, колено отведено в сторону и помогает в корректировке расположения корпуса. Головка графа расположена на уровне головы. Локоть правой руки лежит на боковой части корпуса и удерживает корпус в балансе. Вид сверху: Голова и левая нога расположены в одной плоскости. Пунктирной линией показано расположение грифа гитары Вид с боку: Корпус гитары немного наклонен к телу. Корпус гитариста немного наклонен вперед.
Рука огруглая. Начало движения пальца с небольшого расстояния до струны, резким ударом по струне.
Ошибкой будет, если палец сначала положить на струну, а потом оттянуть её.
При этом получится не только пауза между нотами, но и не красивый звук.
Умение сидеть в классической посадке и правильно работать пальцами рук формируется на
протяжении первых лет занятий.
1. Сесть в классической посадке гитариста.
2. Поставить руки в правильное положение. Движение пальцев минимальное, кисти не перенапряжена.
Задание:
После как вы освоили приём игры тирандо одним пальцем,
освойте "Поочерёдную" игру указательным и средним пальцами по трём верхним (нейлоновым) струнам.
На рисунке показана постановка левой руки на грифе при игре хроматической гаммы. Пальцы расположены перед ладами, большой палец находится напротив среднего пальца. Кисть расположена параллельно ладам. Хроматическая гамма играется на каждой струне. Большой палец при игре на верхних струнах находится выше середины грифа, при игре на нижних струнах постепенно смещается вниз. Работать над координацией правой и левой рук.
Основной проблемой начального этапа является ритмическая ровность исполнения мелодий. Понятие ровного ритма необходимо нарабатывать с самого начального этапа, так как это тоже навык. Иначе, играя мелодию в своём, не ровном ритме, ученик нарабатывает свою неровность. Это тоже навык, на который нельзя не обращать внимание. В видео-уроке с помощью хлопков показано как считать длительности нот: четверти и восьмые. На гитаре показаны упражнения под стишок: 1. «Пе-ту-шо-ок, пе-ту-шо-ок, зо-ло-то-ой гре-бе-шо-ок»
Теория: у ноты есть два параметра. Высота звучания - до, ре, ми, фа, соль, ля, си. И длительность. Длительности нот указывают продолжительность звука. Для отчета нот существует размер такта, который ставят в начале произведения. Такты на нотном стане обозначается тактовой чертою. Размеры такта бывают разными. Для знакомства с длительностями нот рассмотрим такт в четыре четверти (или доли).
На рисунке показана целая нота, которая непрерывно звучит четыре доли. Извлекать ноту нужно с началом счета - раз, два, три, четыре. И звучит до конца такта
Если разбить длительность звучания целой ноты напополам, то получим две половинные ноты. Половинная нота звучит на две доли. Извлекать ноты нужно на первую и третью доли такта.
Если половинные ноты разбить пополам, то получим четвертные ноты, которые звучат на каждую четверть такта. В такте четвертных нот четыре, поэтому они называются четвертными
Ритмические рисунки: четверти и половинные
Если разбить каждую четвертную ноту, то получим восемь нот в такте. Восьмые ноты считают через “и”:-“1”, ”и”, “2”, “и”, “3”, “и”, “4”, “и”.
Ритмические рисунки: четверти и восьмые
Линиями обозначены струны гитары. 6 струн. Сверху - первая струна - самая тоная. Цифрами обозначен номер лада. Ноль - означает открытая струна, когда не надо прижимать струну.
С помощью этой интерактивных нот на этой странице можно узнать и проверить знания расположения нот на гитаре на трёх верхних струнах. Визуальное расположение нот на трёх струнах облегчают понимание. Чтобы легче понять проследите прямое движение нот:
Высоту нот обозначают как : до, ре, ми, фа, соль, ля, си. На вопрос: 'какая нота находиться выше «до». Легко ответить: «ре». Так же нужно знать от любой ноты в прямом и обратном порядке. Например, ноты — ми, фа, соль движутся вверх. И в низ – соль, фа, ми. Или: от «си», «до», «ре» — вверх. И в низ: «ре», «до», «си».
Задание:
Ноты на нотном стане - - на рисунке вы видите пять линеек нотного стана. Ноты находятся на линейках.
Ноты находятся между линейками.
Ноты расположены в прямом порядке.
Чтобы научится распознавать ноты, нужно научиться быстро считать на каких линейках они расположены. Для этого нужно писать ноты проговаривая вслух номер линейки.
Задание:
Напишите ноты называя номер линей вслух.
Отдельно учим ноты на гитаре.
Мы будем изучать ноты на гитаре по натуральному звукоряду ''до'' мажорной гаммы. Ноты звучат на струнах по принципу,
чем короче струна, тем выше звук. И поэтому ноты расположены — на открытой струне -''ми''. На 1-м ладу — ''фа''. на 3-м ладу — ''соль''.
Отдельно учим ноты на нотном стане.
Ноты на нотном стане: ''соль'' — над 5-й линейкой, ''фа'' — на 5-й линейке.''соль'' — над 5-й линейкой, ''ми'' — между 4 и 5 линейками.
Задание:
Петь ноты вслух. Выучите три ноты (''ми'', ''фа'',''соль'' ) на гитаре и на нотном стане отдельно. Во время ежедневных занятий
нарабатывайте навык чтения с листа.
Ноты gif анимацией, движение нот на нотном стане и на грифе гитары с учётом длительностей, на нотах нотного стана и грифе прописаны названия. Ноты этой песни расположены на трёх струнах. Песня разделена на части для упрощения заучивания. С помощью такого занятия показан пример “натаскивания”, как многократным повтором запомнить ноты мелодии.
Мелодия на 1-й и 2-й струне, и через каждую ноту: бас на открытой 3-й струне.
Следующее упражнение: через каждые две ноты в мелодии.
Аналогичные упражнения на 2-й и 3-й струнах.
ноты на 5-й струне
ноты на 6-й струне
Аккорды в открытой позиции схематически обозначены на грифе гитары, где горизонтальными линейками обозначены струны, а вертикальными - лады. Чёрные кружочки обозначают прижатие струн. Белые - звучащие открытые струны. Крестиком - струны которые не должны звучать. Буква означает название аккорда на немецком языке.
Аккомпанемент 1-часть: |A E A D | 2-часть: |A A A D |